Телескопические коронки являются одним из самых сложных и надежных методов создания съемных протезов. Многоэтапный процесс требует точности и подгонки, чтобы исключить смещения, деформацию и нагрузки, способные травмировать пациента или повредить само изделие.

Рассмотрим, с чем предстоит столкнуться технику, начинающему работу по созданию протеза на телескопических коронках.


Параллельные стенки

Подобное решение для зубопротезирования впервые было озвучено почти век назад. В 1929 году появилась система, представляющая собой две коронки, которые вставлялись друг в друга. Стенки компонентов были параллельны и обеспечивали плотную посадку, исключающую смещения.

Устройство было запатентовано под названием «телескопический
держатель», оно имело достаточно простую конструкцию:
- внутренняя коронка или патрица, цементировалась на зубе;
- внешняя или матрица, находилась в самом протезе.


Для точной посадки единицы препарировались, чтобы исключить смещения при нагрузках, проворачивание, поломки. Если поверхность не деформировалась и была качественно подогнанной, то детали совпадали идеально, не возникали нагрузки при использовании.

Позже начали разрабатывать компоненты с коническим профилем, которые должны были обеспечить надежную посадку.

Необходимо добиться сразу трех аспектов:
- легкая установка;
- легкое снятие;
- посадка, исключающая смещения при эксплуатации.


Изначально коронки выполнялись по методу штамповки, использовалась пайка. Окклюзионные плоскости были литыми, а стенки располагались под прямым углом к основанию. В качестве сырья применялось только золото.

Быстро стало понятно, что цилиндрическая коронка не даст необходимого качества реставрации.

Причины было две:
- зазор был минимален, при установке происходило перекашивание и заклинивание коронок друг в друге. В результате для снятия протеза приходилось прикладывать столь большое усилие, что оно превышало предельно допустимое для безопасного извлечения в 2-3 раза. Учитывая ежедневное применение, этот факт неизменно приводил к травмам пародонта;
- еще больше трудностей возникало из-за того, что часто пациент вообще самостоятельно не мог снять протез.

Практики зубных техников того времени описывают ряд случаев, когда слишком плотная подгонка приводила к тому, что требовалось вмешательство техника при снятии. Часто приходилось сверлить окклюзионные поверхности покрывной части, чтобы дать внутрь доступ воздуха.


Если устройство носилось более 2-3 дней, то начиналась диффузия твердых тел и коронки начинали буквально врастать друг в друга.

Не меньше трудностей возникало, если подгонка была не слишком точной, с зазором.

В этом случае проявлялись следующие дефекты:
- при жевании происходили смещения;
- фиксация в полости рта была недостаточно надежной.

Стоит отметить, что «телескопы» подвергались высокому трению при любой подгонке. Потому, даже плотно подогнанные детали со временем разбалтывались до такой степени, что конструкция держаться переставала.

Коническое соединение

Несмотря на технологические трудности того времени, сразу начался поиск методики, которая позволила бы избежать перечисленных проблем. Таковым стало коническое соединение, которое было описано в 1935 году.


Конструктивно они представляли собой коронки с конусными стенками, расположенными под углом в 6 градусов. Сложность выпуска заключалась в том, что было невозможно точно определить наклон компонентов. В результате не удавалось получить надежное соединение, обычно компоненты плохо держались и легко разъединялись. Для изготовления использовались благородные сплавы.

В дальнейшем разрабатывались различные устройства с направляющими и прочими компонентами, облегчающими установку. Однако, распространение получила только система с коническими посадками.

Второе рождение телескопических конструкций было в 70-е
годы. 

Тогда появились более совершенные технологии, стало возможным контролировать угол посадочных мест и было определено оптимальное значение этого соотношения – 4-6 градусов.


Появилась другая проблема – эстетика, которая была слабой з-за того, что применялся необлицованный металл. В качестве решения была предложена коронка ¾. В таком случае вестибулярная поверхность опорной единицы не обрабатывалась, но такое решение работало исключительно с зубами, у которых пульповая камера имела малый объем.

Выходом из данной ситуации стало изобретение облицовочных материалов. Начали выпускаться коронки с керамической или пластиковой облицовкой.


Современные решения

Сейчас для облицовывания используется в основном композит. При этом важно помнить, что съемные системы рекомендуется отделывать полимерами, а несъемные – керамикой.

В качестве сырья для металлической основы применяются сплавы:
- палладиевые;
- золотые;
- кобальт-хромовые.


При этом, чтобы избежать гальванических эффектов, каркасы и коронки выполняют из одного металла.

В практике техников фигурирует два варианта компонентов,
которые различаются углом наклона стенок:
- конусные;
- цилиндрические.

Во втором случае система работает по аналогии с цилиндром и поршнем, соединение осуществляется за счет сил трения скольжения. Однако, данный метод не так широко распространен из-за ряда связанных проблем. Например, до сих пор не удается создать стабильное соединение с определенной силой сцепления. Добиться приемлемы показателей может станок с программным управлением, но процесс выпуска по данной технологии приводит к росту стоимости. Кроме того, далеко не все лаборатории обладают необходимым оснащением для решения таких задач.


Конические структуры легче просчитать, современные технологи позволяют с легкостью оценить трение покоя, за счет которого происходит удержание. Изделия так же оказываются менее чувствительными к отклонениям при обработке.

Фиксация компонентов конструкции происходит только в конце посадки, когда внешняя коронка достигает нижней точки. При этом, разъединить их просто, достаточно преодолеть полученное усилие и сразу после смещения из крайнего положения, удерживающие силы перестают действовать. Чем больше конусность, тем меньше нужно нагрузки для разъема. Стоит отметить, что для максимально надежного сцепления необходимо сохранять зазор между поверхностями конусов, он носит название окклюзионного.

Дефекты

Чтобы получить надлежащий результат при протезировании, нужно минимизировать зазор, но не убирать его полностью. Однако, если выпускать компоненты методом литья, стабильных результатов добиться очень сложно. Дело в том, что даже современные техники дают большой разброс допусков и отклонений.


В результате могут встречаться следующие дефекты:
- если сцепление слабое, то матрица и патрица легко разъединяются, буквально от употребления липкой пищи или с небольшим усилием языком;
- если соединение наоборот слишком плотное, то при разъединении можно травмировать пародонт.

Избежать проблем техники всегда пытали при помощи добавления в конструкцию креплений. Не менее качественный эффект дает строгое соблюдение техпроцесса и высокоточных методик, например, при которых используются трансферы.

По классификации эти детали называются
вспомогательными аттачментами и делятся на два вида:
- силовые;
- геометрические.

Впервые такие элементы были внедрены в 60-е годы, сначала это был штекер и ригель, вступающие в зацепление. Позже появились шпоночные пазы на полукоронке, под которые в ответной части создавались штифты из сплава золота и платины.


Десятилетием позже появились силовые элементы – плунжеры, а в 80-х был предложен фрикционный штифт, который устанавливался за счет искровой эрозии. Преимущество последней технологии в том, что конструкция приобретает способность менять фрикционное усилие, что делает ее уникальной клинической системой. Даже после длительной эксплуатации у компонента сохраняется способность поддерживать фрикционный контакт и не распадаться.


Конструктивно данный вариант подразумевает создание отверстий в коронке после ее изготовления. Они идут параллельно и не требуют создания паяных соединений, которые склонны провоцировать аллергические реакции. Для использования данной методики обычно создают коронки с уклоном в 2 градуса.