Учится у природы, наблюдать за природой, быть природой - вот, пожалуй, основная идея всех без исключения книг Джеральда Убасси, французского зубного техника с мировым именем. Сегодня он не только пишет книги по прикладной и эстетической зуботехнике, но также проводит и методические мастер-классы. На его работах уже выросло целое поколение зубных техников, для которых практичность при создании протезов, является такой же важной составляющей, как и гармоничный эстетический вид.

Попробуем поближе познакомиться
с секретами этого признанного мэтра, и разберемся в чем главный секрет его
книг. 

Джеральд Убасси - мировое имя, передовые подходы, уникальные решения

Несколько слов о герое настоящего обзора, Джеральде Убасси. Он является французским зубным техником, получившим в 1986 году золотую медаль в конкурсе “Лучший в своей профессии”. С 1982 года является руководителем собственной лаборатории. Международный лектор на протяжении более 30 лет и методист, обучающий ежегодно сотни специалистов в своем учебном центре в Рошфор дю Гар, Франция.

Автор ряда книг, ставших хрестоматийными и каноническими в
зуботехнической сфере. Главный труд - книга “Форма и цвет: ключ к успешной
керамической реставрации”, переведенная на множество языков, в том числе и на
русский. 

От белого к серому: две грани цветовой текстуры эмали

Помимо соблюдения уникальной формы зубов, их текстур и граней, при нанесении керамики, немаловажной задачей также является  учет всех цветовых свойств натуральных зубов, которыми эти обладают: яркость, прозрачность, флюоресцентность и другие. 

Естественные зубы, точнее их эмаль, обладает различными сочетаниями яркость. По сути, речь идет о количестве в цвете белого или черного оттенка. На этой основе и определяется степень яркости эмали зубов пациента.

Яркая основа уводит общий оттенок в белый, или наоборот - к серому. Для добавления к оттенку эмали светлого тона применяют обжиг дентина. Для затемнения готовой реставрации обжигают только зубную эмаль.

Шкалы определения яркости

Доктор Убасси для удобства определения степени прозрачности и осветленности разработал таблицы из образцов (условно названные “шкалами”). Он советует зуботехникам при работе самостоятельно изготовить подобные образцы, и пользоваться ими при общении с пациентами. Таким образом, у нас получатся две шкалы, для серого, и соответственно белого оттенка. 

Для создания подобной шкалы, следует применять инцизальную массу средней яркости в незначительной прогрессии с добавлением 10%  в каждом последующем образце. 


Аналогичным образом поступают при шкале образцов белого оттенка. Для этого уже используется насыщенный белый материал в такой же десятипроцентной прогрессии - 10 %, 20 % и т. д. Это позволяет более точно и индивидуализировано подобрать правильный оттенок. 

Естественные зубы в большинстве случаев не имеют одинаковой степени прозрачности. Резцовая треть у зуба может быть как прозрачной, так и находиться в одинаковом тоне с дентином, т.е. быть опаковой, или непрозрачной.

На следующем изображении присутствует прозрачный режущий край, когда в следующем примере он просто отсутствует либо в некоторых участках обладает меньшей прозрачностью. Если не соблюдать параметры прозрачности, то стоматологические винты будут просвещаться через протез.

Полупрозрачный тон можно усилить посредством нейтральной основы. Для создания таблицы для шкалы прозрачности следует в резцовую массу добавить в прогрессии по 10 % нейтрального материала.

Аналогично полупрозрачность реставрации может быть уменьшена. Для этого в массу добавляется определенное содержание дентина, в уже используемой прогрессии. Таким образом, в результате должно быть изготовлено 4 шкалы, с которыми максимально точно можно определить яркость и прозрачность зубной эмали для каждого отдельного случая.


Шкала увеличения прозрачности эмали

Шкала уменьшения прозрачности

Маленькие секреты великого мастера

Доктор Убасси не был бы столь гениален, а его подход столь точен, без учета естественной природы оттенка зубов. Одним из его фирменных приемов по праву считается методика т.н. “разбавленного дентина”.

В реальности, дентин естественных зубов практически никогда не обладает однородной плотностью, и выглядит как-бы “размытым”. Вот почему на определенных участках либо на всей поверхности возникает необходимость нанесения полупрозрачного дентина. При добавлении приблизительно половины (около 50%) нейтральной массы создается желаемый, “полупрозрачный” эффект. 

 

Чистый дентин, разбавленный с нейтральной массой 1:1, и чистая нейтральная масса 

Так как используемая масса нейтральна и прозрачна, она не
влияет на яркость зубов, однако увеличивает степень полупрозрачности дентина
ввиду снижения опаковости. “Разбавленный дентин” также применяется для создания
имитации прогрессивной полупрозрачности дентина в области режущих краев.

Еще один секрет мастера можно было бы обозначить как “зона абсорбции”, или поглощения. В результате своей многолетней практики при работе с натуральными зубами, господин Убасси пришел к выводу, что в зубных тканях можно без особого труда выделить менее или более светопоглощающие участки. Эти области выглядят более серыми, однако ошибочно для этого применять массы с серым оттенком.

В подобном случае следует использовать светопоглощающие  материалы. Для создания полупрозрачного слоя следует смешивать импульсные массы прозрачных оттенков с массой фиолетового оттенка, в равном соотношении 1:1. 

Пример образцов поглощающей массы для области световой абсорбции

Таким образом, создается имитация натурального “просвечивания” зуба. Области светового поглощения расположена вблизи режущего края или на приближенных, т.н. “апроксимальных” поверхностях, подчас и в других местах.

Как определить наиболее подходящий естественный тон эмали, степень ее прозрачности? Это один из самых сложных этапов реставрации, связанный с уникальной текстурой зубов. Вот почему так важно использовать разбавленные массы дентина, с выраженными светопоглащающими участками и областями. Опыт в данном случае также является немаловажным критерием успешного определения.

Надеемся, советы и секреты Джеральда Убасси, помогут вам в ежедневной лабораторной практике, и более удачная подборка цвета и тона будет проходить с минимальными усилиями.  Успехов в работе!